Тэги

Похожие посты

Добавить в

Андрей Кончаловский: «Человек — это социальное животное!»

Его смело можно назвать гением в режиссуре. Его исключительность в том, что он, несмотря на свою принадлежность к интеллигенции, не боится описывать лживость традиционных интеллигентских ценностей. Талантливый актер, режиссер, сценарист,  продюсер, удивительно глубокий человек, с высокими амбициями и невероятной природной харизмой — Андрей Кончаловский.

Профессия режиссера очень близка к профессии психолога. Как вы думаете, какими психологическими проблемами обладает среднестатистический россиянин? И как его культура влияет на его судьбу?

У россиянина нет никаких проблем. Дело в том, что когда русский человек находится в  состоянии конфликта с реальностью, он склонен винить не себя, а эту самую реальность. Человек достигает зрелости тогда, когда начинает поиск причин внутри себя, а не в окружающей среде. По этому поводу замечательно высказался Антон Павлович Чехов: «Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм. Это призраки, но как же они облегчают наше беспокойство». Экстериоризация вины, думаю, основная черта несвободного человека.

Считаете ли вы, что нужно поменять какие-то аспекты внешней среды?

Сегодня наука активно работает над расшифровкой человеческого генома. Я считаю, что помимо биологического человеческого генома, есть и культурный геном, который отвечает за ценности и приоритеты человека, и определяет его психологию и поступки. Печально, что никто не занимается расшифровкой культурологического генома. Потому что если анализировать систему ценностей, можно расшифровать его. Каждый индивидуум живет по своей системе ценностей, определяя свои приоритеты. И поступки он совершает, руководствуясь этими приоритетами. Зачем нужны работы по расшифровке культурного кода?! Чтобы выяснить, что тормозит культурное развитие русского человека.

В американской культуре есть понятие «self made». Может ли оно иметь место в русской культуре? Или все уже определено?

Система ценностей формируется веками под воздействием истории, генетики и географического пространства. Чем шире пространство, тем больше сила. Чем больше земель, тем богаче государство. Про человека можно сказать то же самое — чем больше у него пространства, тем он ощущает себя сильнее. Пространство всегда означало богатство, поэтому с помощью денег можно купить и время и пространство. Раньше понятия денег не было, была только земля, и, соответственно, в крестьянском понятии богатство — это земля. Землю нельзя увеличить, ее можно только разделить, поэтому в сознании крестьянина богатство не растет, а перераспределяется.

Манипуляция и влияние. В чем разница между ними? Можно ли назвать манипуляцию деструктивным явлением, а влияние — конструктивным?

Манипуляция может стать конструктивной в случае манипулирования пятилетними детьми, с целью заставить их сделать доброе дело.

Это можно назвать воспитанием. Какие психологические установки способны изменить вашу жизнь? Или вы в состоянии их менять?

С возрастом, у нормальных людей они меняются. Это нормально когда установки меняются с опытом. Когда человек учится, ему свойственны перемены. Меняется не только его отношение к себе, но и к другим, к смерти. А не меняются только идиоты. Мудрый человек способен на компромисс.

Приходилось ли вам общаться с психологом или коучером, чтобы прийти к подобному состоянию?

Я просто у всех чему-то учусь. У йогов есть великолепная установка: «Любого встречного воспринимать как учителя». Эту простейшую мысль я открыл для себя совсем недавно. До сознания европейского человека, эта истина доходит только с возрастом. Учителя — это те люди, которые меняют меня в лучшую сторону. К таким людям относится, например, актер Джон Войт. Несмотря на то, что, бывало, он вел себя как полный дурак, он дал мне многое. Для меня очень ценно общение с писателем и мыслителем Зиновьевым Александром Александровичем.

Оказываете ли вы психотерапевтическое влияние на актеров, как режиссер?

Не совсем так. Режиссер — это не филантроп. Скорее он эгоист, который стремится к результату — выбрать подходящего человека для определенной роли, и сделать так, чтобы он роль сыграл так, как нужно. Ты можешь потерпеть неудачу, и это будет твоей виной, а не виной того человека, которого ты взял на роль. Все актерские неудачи — ошибки режиссера. Самый актуальный вопрос для режиссера: как сделать так, чтобы человек поступил, так или иначе, в определенной ситуации? Здесь подключается интуитивный аппарат: насколько хорошо я понимаю человека, и что может подействовать на него, или, что я могу сделать, чтобы помочь ему на себя воздействовать. Получается некая связь акушера с терапевтом. Акушер выполняет роль психотерапевта, потому что он — врач, который говорит: «Потерпи, сейчас тебе очень больно, но скоро все пройдет! Все будет хорошо!». Психотерапия строится на надежде и убеждении. Надежда — очень важная составляющая, без которой не существует жизни. Без надежды человек мертв. И это не называется манипуляцией. Все актеры разные с психологической точки зрения: есть более уверенные в себе, есть менее уверенные. У первых важно не разрушить эту уверенность, а у вторых ее нужно культивировать. Надо актеру дать понять, что режиссер его любит, потому что в противном случае артист чувствует отношение к себе как к материалу, и, соответственно, ощущает себя материалом. Каждый человек чувствует, кто его любит, а кто нет. В моей практике было пару случаев, когда я не испытывал любви к актеру, и сам от этого очень страдал. Но я делал над собой невероятное усилие, чтобы полюбить его на период съемок. Что такое любить в этом понимании? Стараться понять человека.

Страницы: 1 2

Нравится

Опубликовано Mar 23, 2012 в Интервью